Каменная церковь построена в 1771 году помещиком села Усадищи Степаном Петровичем Лавровым. Главный престол освящен 7 сентября 1779 года, приделы - 10 и 11 сентября 1771 года. Престолов в ней было три. Главный престол - Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах престолы Святого Великомученика Георгия и Святителя и Чудотворца Николая. В праздничные и воскресные дни богослужения совершались в главном храме, в будни - в приделах. В церкви хранился ларец с частицами мощей многих святых. В 1869 и 1870 годах вновь вызолочены иконостасы, возобновлены иконы. Колокольня также каменная, построена в связи с церковью. Каменная паперть, построенная в 1864 году, и кладовая, построенная в 1865 году, соединяют храм и колокольню. В 1876 году паперть и кладовую внутри и снаружи оштукатурили, колокольню и церковь побелили снаружи. Ремонт церкви и колокольни проводился и в последующие годы. На колокольне было шесть колоколов. Первый колокол весил 36 п., второй - 15 п. 38 ф., третий - 5 п. 11 ф., вес остальных неизвестен, надписей на колоколах не было. Кладбищ было два, одно при церкви, другое кладбище в 1 версте от церкви, возле сельца Фёдоровское, открыто по указу Псковской духовной консистории от 13 сентября 1893 года. Епископ Псковский и Порховский Антонин посетил погост Горожане 3 сентября 1900 года. Владыка совершил молебствие Пресвятой Богородице, благословил всех, духовенство и мирян, приложился к ларцу с частицами мощей, беседовал со священником Николаем Протопоповым.
К церкви приписана деревянная на каменном фундаменте, пятиглавая церковь Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Зенцово. Приходское попечительство было открыто во исполнение указа Псковской духовной консистории от 24 марта 1895 года. На собрании членов попечительства был учрежден особый сбор пожертвований на школьные нужды. Церковно-приходская школа открыта 15 ноября 1884 года, до 1896 года она помещалась в церковной сторожке. Затем для школы на средства церкви, причта и прихожан был построен вместительный и удобный дом. В 1910 году в ней обучалось 69 мальчиков и 31 девочка. В селе Айдарово открыта земская школа, в 1910 году в ней обучалось 105 мальчиков и 35 девочек.
По штату 1843 года причт составляли два священника, дьякон, дьячок, пономарь и просфорня. По штату 1876 года в церкви служили настоятель, помощник и два псаломщика. С 13 ноября 1899 года штат стал состоять из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. Содержание причта было весьма плохим, т.к. имели малые наделы земли и при дороговизне дров. Священник Никита Игнатиевич Зверев (1833 г.р.), родом из погоста Овсищи Великолукского уезда, сын дьячка, окончил Псковскую духовную семинарию, определен в погост Горожане, 1 января 1856 года пос- вящен в стихарь. Безвозмездно преподавал в церковно-приходской школе, состоял духовником, членом благочиннического и попечительного советов, библиотекарем, наблюдателем над церков- но-приходскими школами, безвозмездно преподавал Закон Божий в частном училище в селе Лачино. Духовенство округа избирало его на епархиальный съезд, благочинным, духовником церковного округа. Труды священника Зверева на духовном поприще и по народному просвещению не остались не замеченными. Он награжден набедренником, скуфьёй, за заслуги по духовному ведомству на- граждён камилавкой, наперсным крестом. В 1900 году священник награждён орденом Святой Анны 3-й степени. 4 января 1905 года священник Никита Игнатиевич Зверев уволен за штат (на пен- сию). Будучи за штатом, он сделал пожертвование в церковь на поминовение усопших его родственников. Скончался священник 16 декабря 1906 года. Вторым священником был Николай Петрович Протопопов (24 февраля 1870 г.р.), родившийся в погосте Вяз Великолукского уезда, окончивший Псковскую духовную семинарию. Вначале он был посвящен в сан дьякона Воскресенскогособора г. Великие Луки, с 29 марта 1892 года переведен в погост Горожане и посвящен в сан священника. С первого же года пребывания в этом погосте он безвозмездно обучал мальчиков Закону Божию в церковно-приходской школе, утвержден заведующим и законоучителем в этой же школе, был членом благочиннического и попечительного советов, окружным библиотекарем и председателем местного церковно-приходского попечительства, законоучи- телем в земской школе. За усердную и полезную службу священник награжден набедренником, ему объявлена признательность от епископа Псковского и Порховского Антонина. Скончался свя- щенник Николай Петрович Протопопов 27 февраля 1903 года. С 22 сентября 1905 года в церкви служил священник Николай Васильевич Скоропостижный (26 июля 1874 - ?), родился он в погос- те Афанасьева Слобода Опочецкого уезда, сын дьякона Псковского Троицкого собора. После окончания Псковской духовной семинарии определен псаломщиком в погост Зачеренье Псковско- го уезда, потом служил в погостах Городовик Порховского уезда, Зряковичи Псковского уезда, священником в погосте Тухомичи Холмского уезда. С 1905 года о. Николай служил в погосте Горо- жане. Он был заведующим и законоучителем Горожанской церковно-приходской школы, избирался депутатом на училищный съезд, состоял членом благочиннического и попечительного советов. За усердную и полезную службу и отличное поведение священник о. Николай награжден набедренником, скуфьей, серебряной медалью в память 25-летия возрождения церковно-приходских школ, за участие в деятельности Российского Императорского общества Красного Креста в годы Русско-японской войны награжден серебряной медалью общества. В 1915 году государыня императрица Александра Федоровна повелела выразить священнику Скоропостижному благодарность от своего имени за его пожертвования в пользу защитников Родины. Священник Димитрий Иаковлевич (Яковлевич) Колобов начинал службу в погосте дьячком. Родился он 12 мая 1838 года в погосте Апрсьево Новоржевского уезда, в семье пономаря, обучался в Великолукском духовном училище, по собственной просьбе назначен дьячком в погост Горожане, в 1863 году посвящен в стихарь. С 1899 года началось его служение в сане дьякона. Он бесплатно учил детей грамоте и пению в церковно-приходской школе. 28 февраля 1907 года Димитрий Иаковлевич возведен в сан священника за долговременную безупречную службу и продолжал служить в погосте Горожане. За усердную службу и похвальное поведение ему неоднократно выражалось архипастырское благословение, он награжден скуфьёй, в 1913 году числится вторым священником.
Дьякон Михаил Капитонович Великотный начинал службу в погосте вторым псаломщиком. Он родился в 1876 г. в погосте Дроздово Великолукского уезда в семье священника. Учился в Псковской духовной семинарии, служил псаломщиком в погосте Речане Торопецкого уезда. С 19 октября 1899 года он служил в погосте Горожане, где в церковно-приходской школе преподавал пе- ние, в 1902 году посвящен в стихарь. Указом Псковской духовной консистории от 3 декабря 1909 года назначен дьяконом. В погосте Горожане дьякон Великотный служил до 24 февраля 1912 года, затем переведен в погост Ашевы Новоржевского уезда. Дьякон Михаил Иванович Иванов (1877г.р.), сын крестьянина, уроженец Псковского уезда, в 1908 году окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и был направлен в посад Сольцы Порховского уезда псаломщиком. С 3 мая 1912 года до 23 сентября 1917 года он служил в погосте Горожане. Первый псаломщик Александр Гаврилович Преображенский был родом из пригорода Изборск Псковского уезда. Родился в семье дьякона 30 января 1881 года. После окончания Псковского духовного училища он определен псаломщиком в погост Бардово Новоржевского уезда. В погост Горожане Александр Гаврилович переведён в 1900 году. Здесь ему также поручено преподавать чтение и пение, организовать церковный хор. С 9 июня 1907 года первым псаломщиком служил Стефан Аврамов Салов, родившийся в крестьянской семье 24 октября 1882 года селе Соловьево Корчевского уезда Тверской губернии. После окончания в 1907 году Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школы он направлен псаломщиком в погост Горожане. Должность второго псаломщика с 13 мая 1910 года исполнял Михаил Яковлевич Яковлев (28 сентября 1891 г.р.), родом из деревни Гвоздово Опочецкого уезда, сын крестьянина. Он учился в Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школе, по болезни не смог закончить её, назначен исполнять должность псаломщика в погост Горожане. С 4 сентября 1912 г. должность псаломщика исполнял Павел Васильевич Горностаев, сын дьякона, 1889 г. рождения. После обучения в Псковской епархиальной Арсениевской псаломщической школе он назначен исполнять должность псаломщика в погост Горожане. С 26 августа 1913 года должность псаломщика исполнял Михаил Александрович Соколов. Он родился в 1878 году в семье священника, обучался в Московской духовной семинарии, в 1902 году выбыл из нее по собственному прошению. Распоряжением протопресвитера по военному духовному ведомству он назначен псаломщиком в церковь 2-го Финляндского стрелкового полка. В 1903 году Михаил Александрович Соколов уволен от службы, ему назначено содержание от Троицкого собора лейб-гвардии Измайловского полка. В 1904 году Михаил Александрович назначен псаломщиком в церковь морского и сухопутного артиллерийских полигонов, с 1906 года он прикомандирован к церкви Успенского военного кладбища. 12 февраля 1907 года он уволен от службы по военному духовному ведомству. В 1911 году Михаил Александрович назначен исполнять должность псаломщика в погост Колбижицы Псковского уезда, затем переведен в погост Горожане. Судьба священников Скоропостижного и Колобова, дьяконов Великотного и Иванова, псаломщиков Преображенского, Салова, Яковлева, Горностаева, Соколова и членов их семей после 1917 года неизвестна.
В приход входили следующие населённые пункты: погост Горожане, сёла Боково, Великая Лука, Горловичи, Ленино, Никольское, Овсянкино, Потапово, Самодурово, Трутрино, Усадищи,Фёдоровское, Чириково, деревни Айдарово, Акулино, Ананино, Артемково, Артимоново, Астратово, Батурино, Берёзовка, Боронкино, Брагино, Быково, Васильевское, Глухово, Горончарово, Грыжево, Данилково, Дошнево, Дружинино, Дубинино, Дудорово, Ермолино, Ерыгино, Жахново, Жолобово, Жуково, Забелино, Заболотье, Зеленово, Зенцово, Ивково, Изракино, Ильино, Ильюхино, Индино, Катино, Климово, Кононово, Коренево, Коровниково, Кошнево Айдаровское (Кошнево 1-е), Кошнево Зенцовское (Кошнево 2-е), Крапивно, Крестилово, Куриково, Лачино, Ленкино, Лешкина Гора, Либивцы, Мамлеево, Мартыново, Матвейково, Медведково, Мелихово, Микулинка, Морозово, Муравьево, Носково, Одинцово, Паново, Плешки, Переладово, Петрухино, Петрушино, Пищальниково, Погостищи, Поддубье, Починки, Прибытково, Пурыгино, Пятино, Работино, Рогово, Рудница, Русиново, Рябково, Сельково, Сенютино, Степошники, Сумино, Ульянцево, Фалево, Феклино, Ферково, Фетинино, Фотоново, Фотьково, Фролово, Холодово, Цветково, Черногубово, Чириковцы, Шейкино, Шевелево, Яшино. Всего в 1915 году в приходе проживало 3162 мужчины и 3240 женщин.
31 декабря 1929 года президиум Великолукского окрисполкома принял решение «О ликвидации молитвенного здания церкви Рождества Богородицы в селении Горожане Насвинского района в связи с отказом религиозного объединения от пользования молитвенным зданием и возбужденными ходатайствами трудящегося населения о передаче здания под использование под культурные нужды». В решении говорилось об отказе религиозной двадцатки от пользования церковью, «так как здание в течение длительного периода времени оставалось без ремонта, так как со стороны трудящегося населения заявлено ходатайство об использовании здания под размещение клуба или народного дома, и на эти цели населением принято самообложение». Здание церкви ввиду «бесспорности» немедленно передавалось в распоряжение Насвинского райисполкома для переоборудования под клуб или народный дом. Имущество церкви передавалось в распоряжение окружного финансового отдела. Предположительно, в погосте Горожане родился вице-адмирал Федот Алексеевич Клокачев (1732-1783). Он учился в Петербурге, в Академии морской гвардии. Принимал участие в Семилетней войне с Пруссией, в Чесменском сражении Русско-турецкой войны (1768-1774 гг.), командовал Азовской флотилией и Азовскими портами, в 1783 году назначен главнокомандующим флота Черноморского и Азовского морей. Его сын Алексей, вице-адмирал, владел в Санкт-Петербурге домом на р. Фонтанке. В этом доме (№ 185) была первая квартира А.С. Пушкина после окончания лицея, здесь им написана поэма «Руслан и Людмила». В 1848 году в погосте был похоронен Андрей Алексеевич Клокачев. Его дочь Надежда была замужем за Петром Васильевичем Круковским, дядей Софьи Васильевны Ковалевской. В 1854 году она была убита своими дворовыми женщинами. Поскольку Надежда Андреевна была больна, вначале никто ничего не заподозрил, но через год служанки попались на размене денег, которые ими были украдены у убитой помещицы. Убийцы были приговорены к «высшей мере наказания»: лишены всех прав состояния, сто ударов плетьми каждой и ссылка на каторжные работы без наложения клейм. В 1855 году телесные наказания были отменены, осталась только ссылка.
Деревней Бардино с 1812 года владел Матвей Кириллович Кирпичев (? - 1868). Он родился в семье солдата, прошел путь от рядового до аудитора (заседатель в военном суде). За отличия в боях в 1812 году он произведён в офицеры, состоял адъютантом при генерал-лейтенанте П.П. Коновницыне. За участие в боях при Люцине (Лудза) награжден орденом Святого Владимира 2-й степени, дававшего право на дворянство. В 1832 году М.К. Кирпичев в звании полковника вышел в отставку, жил в Бардино. Похоронен он в погосте Бологое. Его внуки стали известными учеными. Виктор Львович - механик, организатор Киевского, Харьковского и Петербургского политехнических институтов. Нил Львович (2 ноября 1850 - 31 декабря 1927) родился в Бардино, генерал, военный инженер, автор проектов мостов, гидротехнических сооружений, первый председатель Русского воздухоплавательного комитета. Михаил Львович стал химиком, был коллегой Д.И. Менделеева, преподавал в Петербургской артиллерийской академии. Генерал-майор Лев Львович преподавал в Академии Генерального штаба, военный писатель. Константин Львович также дослужился до звания генерала, был инженером, писателем. Имение Бардино не сохранилось. В настоящее время деревня Горожане Новосокольнического района. Церкви нет.
Схимонах Антоний, в миру Алексей Пименов, происходил из крестьян великолукской помещицы Лавровой. Его родители Пимен Тимофеев и Анна Антониева были крестьяне. Крестьяне деревни Зенцово утверждали, что он родился в этой деревне. Это и подтверждало его письмо к своему духовнику, священнику погоста Горожане Никите Игнатиевичу Звереву, в котором он просил о выдаче ему метрической выписи о рождении. Он указывал, что крещен в погосте Горожане в 1828 или 1829 годах. Но, поскольку не сохранились метрические книги церкви за этот период, подтвердить документально этот факт невозможно. С уверенностью можно утверждать, что он родился в одном из селений, принадлежавших помещикам Лавровым. В 1830 году Пимен Тимофеев с семьёй поселился в деревне Усадищи прихода погоста Дуняни Великолукского уезда. В раннем детстве Алексей был отдан своими господами в ткацкие мастерские, которые были в их имении, для обучения ткацкому ремеслу. Алексей стал искусным ткачом, особенно ему удавалось ткачество скатертей с разными узорами. Как потом рассказывали его односельчане, он с юных лет был усерден к молитве, ей он посвещал всё свободное время, был скромен, не пел песен. Для поклонения святыням в разных монастырях он тайно бежал от своих господ, возвратился домой в 1861 году, после объявления манифеста о свободе крестьян. После возвращения из второго путешествия по святым местам он поселился сначала в деревне Зенцово, потом, выкопав в круче на берегу речки Демянки близ деревни маленькую пещерку, уединился в ней. Впоследствии из-за слабости здоровья поселился в избах у зенцовских крестьян, прожил около 30 лет. В уединении Алексей Пименов вёл, по свидетельству многих людей, знавших и посещавших его, жизнь подвижническую, большую часть времени посвящал келейному правилу, молитве, чтению священных книг, делал из дерева кресты разных размеров, которые сам раскрашивал и раздавал посетителям. В начале своей подвижнической жизни он беседовал с посетителями во всякое время, а под конец только 2-5 часов в определённое время. Из своего уединения он почти никуда не выходил, каждый воскресный и праздничный день посещал церковь в погосте Горожане, говел каждый месяц. Пищу его составляли те доброхотные подаяния, которые приносили ему посетители. Из них он себе оставлял незначительную долю, остальное раздавал нищим. Питался он только постной пищей после захода солнца, скоромного, по свидетельству священника Зверева не употреблял никогда. Верхняя одежда его была нечто средним между подрясником и кафтаном. Некоторые посетители по своему усмотрению оставляли ему незаметно денежные пожертвования, на эти деньги он покупал лампадное масло, которое горело перед иконами, часть денег он отдавал бедным, на эти же деньги построена часовня в память царя-освободителя Александра II. Из этих же денег он сделал пожертвования на ремонт здания в Великолукском Сергиевом монастыре. Оставшиеся после смерти деньги пошли на его погребение и строительство Тихвинской церкви. По образованию он был самоучка, сам выучился читать, знал наизусть псалмы. С самого начала его уединения народ смотрел на него как на подвижника веры и благочестия. Сначала к нему шел народ из ближайших сёл, затем со своим горем, печалями, проблемами для беседы и утешения стал идти народ из других губерний, особенно из Витебской. Особенно много народа, в том числе интеллигенции, приходило в последние годы его жизни. Иногда Пименову приходилось одновременно принимать 5 - 10 человек. Он раздавал каждому кусоч- ки просфор, помазывал больных маслом из лампадок, некоторым давал выпить маленькую ложечку маслица, на прощание каждого крестил. Об авторитете Алексея Пименова говорит тот факт, что в день освящения церкви в погосте Настцы, когда он после литургии выходил из церкви, народ бросился ему навстречу для принятия от него благословения, и он благословил каждого. Он учил посетителей верить в Бога, любить ближнего, молиться Богу и исполнять его заповеди, часто посещать храм Божий, жить в мире со всеми, особенно с ближними, быть кроткими, терпеливо сносить обиды, не сквернословить. Желая принять монашество, Алексей Пименов сначала посетил Никандрову пустынь, потом переселился в Троице-Сергиев Великолукский монастырь, где в 1890 году принял монашество с именем Антоний, 6 февраля 1892 года принял схиму. В монастыре он первое время жил в отведенной ему келье в каменном корпусе, затем, с разрешения настоятеля, на собственные средства устроил деревянную келью, в которой жил до смерти. Ему прислуживала слепая женщина Степанида родом из Невельского уезда Витебской губернии. В монастыре инок Антоний жил уединенно, ссылаясь на болезнь и слабое здоровье, ему не поручались послушания, редко выходил из своей кельи, совершал свое келейное правило дома. Посетители приходили к Антонию и в монастырь, делали добровольные приношения маслом, свечами, просфорами, деньгами. По воспоминаниям схимонах Антоний был кроткого нрава, миролюбивый, уступчивый, отличался добротой, не отказывал никому в совете, примирял враждующих, вразумлял порочных, пользовался уважением народа. Накануне смерти он призвал настоятеля монастыря о. Иону и на словах поведал о своей последней воле. Передавая настоятелю свою родовую икону Божией Матери, просил после его смерти вделать её в крест или памятник на его могиле и повесить лампаду. Схимонах передал настоятелю деньги на своё погребение и раздачу бедным. Антоний также сказал, что чувствует приближение смерти, он сам обмыл себя, надел чистое бельё, в котором и просил его похоронить. 21 февраля 1893 года, в 6 часов утра схимонах Антоний скончался. Монахи одели его в полную схиму, приготовленную им, и перенесли в церковь. Отпевание совершилось при большом стечении народа, погребен схимонах в монастырской ограде, справа, напротив зимней церкви. Почитатели поставили на его могиле памятник, какой он хотел, при памятнике со временем установили кружку для сбора пожертвований на строительство церкви в деревне Зенцово.
Великолукским мещанином Николаем Алексеевичем Голдовским и священником Михаилом Протопоповым в 1898-1902 годах на месте подвигов схимонаха Антония на пожертвования построена деревянная пятиглавая церковь на каменном фундаменте. Место строительства церкви 3 сентября 1900 года осматривал епископ Псковский и Порховский Антонин. Он благословил жертвователей, строителей, всех присутствовавших и саму стройку, пожелал скорейшего окончания строительства. Церковь строилась в память чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда близ станции Борки Харьковской железной дороги 17 октября 1888 года в качестве приписной к погосту Горожане. Главный престол Тихвинской иконы Божией Матери освящен епископом Псковским и Порховским Сергием в 10 декабря 1902 года. После освящения престола епископ Сергий сказал задушевную речь о силе христианства, святых мощей, о бессилии врагов Церкви Христовой и о неодолимости её по слову Христову. Придельные престолы: Святителя и Чудотворца Николая освящен 8 октября 1904 года, Святого Благоверного Великого князя Александра Невского - освящен 9 октября 1904 года. Богослужения в ней совершались во все воскресные, праздничные дни, а также в дни рождения и памяти членов Российского Императорского дома. Внутри церковь была хорошо украшена: большая и малая люстры, шесть золоченых паникадил, иконостас был небольшим резным липовым с тремя Царскими вратами и двумя малыми. Колокольня была также деревянной, построена в связи с церковью. Колоколов на ней было шесть. На самом большом колоколе, весом 58 п. 18 ф. была надпись: «С благословения схимника Антония начато в 1892 году Н.А. Глодовским ходатайство о сооружении нового Зенцовского храма во имя Тихвинской Божией Матери. Окончен храм в 1902 г. трудами строителя Николая Алексиева Глодовского и священника благочинного 4 округа о. Михаила Протопопова на собранные даяния о. Иоанна Кронштадтского, преосвященного Антонина, Спиридона, Иоанна, Мефодия, Феодосия, Михаила, Пелагеи, Гавриила, Александра, Дарии, Матроны, Александра, Павла, Антона, Марии, Маркела, Клавдии, Алексия и других благотворителей, из коих главный, пожертвовавший 2655 руб. на приобретение всего звена в 6 колоколов, Стефан Васильев Красноумов». На колоколе с четырёх сторон были изображения Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца и Александра Невского. Второй колокол весил 28 п. 7 ф., на нём отлиты имена жертвователей Степана Григорьева и Федора Яковлева. Третий колокол весил 8 п. 1 ф., четвёртый - 4 п. 16 ф., пятый - 2 п. 33 ф., шестой - 1 п. 35 ф. Все колокола были с надписями фабриканта А.С. Лаврова.
При церкви была деревянная на каменном фундаменте часовня Святого Благоверного князя Александра Невского. Она построена с раз- решения императора Александра III в 1886 году в память царя-освободителя Александра II Николаевича крестьянином деревни Зенцово Алексеем Пименовым, впоследствии схимонахом Великолукского Троице-Сергиева монастыря Антонием на свои средства. Освящена часовня 26 июня 1886 года, богослужения в ней совершались 26 июня (9 июля) в день празднования Тихвинской иконы Божией Матери и 30 августа (12 сентября) в день перенесения мощей благоверного князя Александра Невского.
В XX веке местность вокруг церкви вновь стала местом духовного подвига. Здесь жил схимонах Нил (Сергий Сухлов), здесь он и похоронен. В настоящее время на могиле установлена плита с надписью «Здесь покоится прах схимонаха о. Нила. Родился 1850, скончался 26 октября 1924. Не скорби... надейся на Бога». Могила украшена цветами. Над могилой построена часовня. Ныне деревня Зенцово Локнянского района. Церковь и часовня не сохранились.