Считается, что первоначально, до XIV века, погост Вяз и окружающая местность входили в состав Полоцкого княжества. В начале XIV века в результате экспансии Литовского княжества оно потеряло свою независимость, Вязовщина стала окраиной Литовского государства. Вскоре после присоединения новгородских земель к Московскому государству в пограничные с Литовским княжеством земли направлен специальный отряд Московского князя, в его задачу входило приведение к присяге жителей этих мест и изгнание представителей литовской администрации. Власть Москвы была установлена в короткий срок. Боевые действия, там, где они имели место, принесли победу московскому войску. Было решено их итог закрепить путём мирных переговоров. Переговоры, проходившие с 22 по 26 марта 1503 года, были напряженными. Литва настаивала на принадлежности Вязовской волости ей, тогда как московская администрация считала Вяз своей волостью «из старины». Вероятно, по мнению академика В.Л. Янина, Москва предъявила так называемые «обыски» 1494-1498 годов. В итоговом документе, подписанном 26 марта 1503 года, Москва юридически закрепила Вязовскую волость за собой. В настоящее время эта дата считается первым письменным упоминанием погоста Вяз в письменных документах. В декабре того же года Великий князь Московский Иван III завещал Вязовскую волость и город Острий, находившийся на территории волости, своему старшему сыну Василию. В 20-40 годы XVII века Вязовская волость вновь оказалась в составе Литовского княжества, но уже в 1644 году она возвращена в состав России, теперь уже окончательно. Вязовская волость не знала крепостного права, она была отнесена к числу дворцовых. В отличие от помещичьих, дворцовые крестьяне не продавались ни с землей, ни без земли. За всю историю документально зафиксирован только один случай пожалования вязовских земель частному лицу. Царь Петр I пожаловал в начале XVIII века Вязовскую волость Александру Даниловичу Меньшикову. Возможно, кто-то из вязовских крестьян строил молодой город Санкт-Петербург, царский дворец или дворец Меньшикова на берегу Невы. После того, как светлейший князь А.Д. Меньшиков попал в опалу, Вязовская волость вновь стала дворцовой. Осенью 1815 года в Вязовской волости был расквартирован полк, в котором служила первая в России женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова. Она писала: «Право, я от скучных квартир, от дымных изб, грязи, дождя, холодной осени сделалась такого дурного нрава, что на всё досадую.... Без смерти смерть стоять в этой Вязовщине без книг, без общества...». На заседании Псковской духовной консистории 1 декабря 1837 года рассмотрен рапорт благочинного иерея Михаила Рудакова о том, что священник погоста Вяз Семен Яковлевич Колиберский согласен безвозмездно стать наставником крестьянских детей, все священники и церковнослужители погоста согласны помогать ему в обучении крестьянских детей.
Консистория пошла навстречу местному духовенству и разрешила священнику Колиберскому быть наставником крестьянских детей, всем священникам и церковнослужителям помогать ему. Популярен в селе во второй половине XIX века был церковный хор. В нем принимали участие взрослые, ученики церковно-приходской и старшеклассницы земской школы. Певчие пользовались особым уважением односельчан. 10 октября 1897 года при школе открыта народная библиотека, в ней видное место занимали книги Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Ушинского и других авторов. В XIX- начале XX веков большой популярностью славились ярмарки. Вязовцы успешно занимались кирпичным, бондарным, кожевенными ремёслами, особую их гордость составляла гончарная продукция. В Псковской губернии бытовала пословица: «Не боги обжигают горшки, а вязовские мужики». Этот промысел сохранялся вплоть до 80-ых годов XX века.
Тогда в погосте построена первая церковь - неизвестно. В документах XVIII века отмечено, что в 1779 году построена новая деревянная Покровская церковь с приделом Святого Благоверного князя Александра Невского. Колокольня также была деревянной. В 1857 году о церкви сказано, что она однопрестольная. В документах 1853 года упоминаются принадлежавшие церкви торговые лавки, которые сдавались в наём.
В 1866 году построена новая деревянная, на каменном фундаменте церковь. В большом пожаре 20 июля 1883 года церковь сгорела. В 1886 году на средства церкви, прихожан и пожертвования частных лиц построена из соснового леса новая, на каменном фундаменте однопрестольная церковь. Колокольня также построена деревянная. На ней висело пять колоколов. Вес первого колокола 66 п. 4 ф., на нем было изображение Покрова Божией Матери и архидьякона Стефана. По краю колокола шла надпись: «Сей колокол пожертвован в Покровскую церковь погоста Вяза Стефаном Харитоновым Макаровым после уничтожения 1-го колокола пожаром, бывшим в 1883 году июля 20 дня в 2 часа по полудни, отлит на заводе А. С. Лавровой». На остальных колоколах также были надписи, но, как сказано в документах, «по слитности букв их разобрать не возможно». Второй колокол весил 9 п. 9 ф., третий - 6 п. 30 ф., четвёртый - 2 п. 9 ф., пятый - 39 . ф. В 1871 году вокруг церкви устроена из дикого камня ограда. Церковь стояла на возвышенном месте, недалеко от озера Вяз. При церкви было кладбище, но уже в начале XX века на нем хоронили только по особому разрешению, в основном же хоронили на другом кладбище. 25 августа 1899 года погост посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. Приветственную речь сказал священник Иоанн Александрович Серебряницкий, после чего владыка совершил молебствие Божией Матери. После молебна епископ Антонин провел собеседование о покровительстве и ходатайстве Божией Матери за всех православных, о необходимости каждому посещать Божий храм. Благословив всех до одного, владыка осмотрел церковь, благословил причт. Епископ Антонин остановился на ночлег в доме священника И. Серебяницкого.
С 22 марта 1896 года по 1 января 1897 года священник Иоанн Александрович Серебряницкий провел в церкви 29 внебогослужебных собеседований. Внимательным и многочисленным слушателям он рассказал о вере вообще и о Боге Едином по существу и Троичном в лицах, о творении Богом мира видимого и невидимого, сотворении человека и о промысле Божием, о втором лице Пресвятой Троицы, страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа, о вознесении Иисуса Христа и его втором пришествии на землю, о таинствах Крещения, Миропомазания, Причащения, Покаяния, о воскресении мертвых, необходимости и смысле молитв, объяснил 50-й псалом. Священник Михаил Лебедев провел беседы о том, как вести себя в церкви, о богослужениях и дьяконском возгласе «Благослови, Владыко», о других возгласах, об ангелах, значении слов в богослужениях.
Известны имена жертвователей на нужды церкви: Анны Даниловны Гутовской, жены священника Надежды Андреевны Протопоповой, великолукского купца Николая Степановича Макарова, крестьянина деревни Пестово Гавриила Петрова. К Покровской церкви «с давнего времени» была приписана единоверческая церковь Святого Благоверного князя Александра Невского этого же погоста. В 1895 году учреждено церковно-приходское попечительство. По его определению от 19 марта 1900 года восьмерым нищим ко дню Святой Пасхи роздано по 3 рубля, над Царскими Вратами устроена икона Тайной Вечери. Богадельни и больницы при церкви не было. В 1884 году (по другим сведениям 15 октября 1879 года) учреждена церковно-приходская школа, она содержалась на средства причта. В 1900 году в ней обучались 13 мальчиков и 7 девочек. Для неё было построено двухэтажное здание, служившее школой до 1954 года. В 1884 году в погосте открыта и земская школа. 29 декабря 1903 года учителя и ученики церковно-приходской школы устроили литературно-музыкальный вечер. Ученики под руководством псаломщиков Николая Облуцкого и Николая Суворова разучили песнопения праздника Рождества Христова. В праздник Рождества Христова все ученики пришли в церковь и стройно пели праздничные песнопения. После вечерней службы 29 декабря ученики с родителями, родственниками и знакомыми пришли в школу. Священник И.А. Серебряницкий кратко напомнил присутствовавшим историю праздника. После этого под руководством дьякона А. Рудакова пропеты первая песнь канона «Христос рождается» знаменного распева, тропарь праздника, «Слава в вышних Богу» Бортнянского. Прочитаны рассказы и стихотворения, посвященные празднику, на музыкальных инструментах исполнены «Херувимская песнь» Бортнянского, «Коль славен». В заключение ученики несколько раз пропели «Многая Лета», детям были розданы подарки. До введения штатов 1876 года в церкви служили два священника, два псаломщика, дьякон и две просвирни, по штатам 1876 года положено быть настоятелю, помощнику настоятеля и двум псаломщикам. Фактически служили два священника, два псаломщика и дьякон. Священник Иоанн Александрович Серебряницкий родился в погосте Жижец Торопецкого уезда в 1845 году, в се- мье священника, окончил Псковскую духовную семинарию, сразу после окончания, 13 октября 1869 года, направлен священником в погост Вяз, где служил 48 лет. Духовенство избирало его де- путатом Великолукского училищного съезда, членом благочиннического совета и благочиннического попечительства, следователем местного округа. Иоанн Александрович безвозмездно преподавал в церковно-приходской и земской школах Закон Божий, арифметику, церковно-славянское чтение, 5 октября 1900 года назначен заведующим и законоучителем Вязовской церковно-приходской школы. За свой подвижнический труд о. Иоанн получил благодарность епархиального начальства, ему объявлена архипастырская признательность, он награжден набедренником, скуфьёй, камилавкой, в 1898 году награжден наперсным крестом. 6 мая 1905 года за отличную и усердную службу награжден орденом Святой Анны 3-й степени, 6 мая 1911 года награжден саном протоиерея. За участие в деятельности общества Красного Креста священник награжден медалью общества. В молодости о. Иоанн овдовел, оставшись с пятью малолетними девочками на руках. Он должен был дать детям и ласку матери, и заботы няньки, и обязанности воспитателя. И молодой священник не предавался печали, унынию, напротив, аккуратно совершал богослужения, почти всегда говорил поучения. Эти поучения за несколько лет были представлены на рассмотрение епископа Псковского и Порховского Гермогена и удостоены его положительного отзыва. Беззаветно, глубоко верующий в Бога священник не потерял голову, не растерялся под ударами судьбы, он всё больше и больше убеждался в промысле Божием о людях, в несчастных обстоятельствах своей жизни находил утешение в Боге. Начавшаяся болезнь принесла о. Иоанну благодушие и благодарение Богу. Только за неделю до смерти он слёг, и последние дни жизни был прикован к постели. Его не один раз соборовали, напутствовали Святыми Тайнами. 29 января 1917 года протоиерей Иоанн Александрович Серебряницкий скончался после тяжелой болезни. Как тут не вспомнить слова Царя Давида о том, что надеющиеся на Господа не ошибутся в своём уповании на Него. Вторым священником был Михаил Иоаннович Лебедев, родом из погоста Оклюдицы Псковского уезда. Он родился в семье дьякона в 1842 году. После окончания Псковской духовной семинарии Псковская палата государственных имуществ определила его на штатную должность учителя в погост Загорье Псковского уезда. 30 ноября 1869 года епископом Псковским и Порховским Павлом Михаил Иоаннович посвящен священником церкви погоста Вяз. Здесь о. Михаил был законоучителем Вязовской церковно-приходской школы. Собрание духовенства округа избрало его наблюдателем за церковно-приходскими школами, депутатом в Великолукское духовное училище. Труд священника был отмечен наградами и благодарностями епархиального начальства: благодарность за усердное старание о храме, за усердную и полезную службу награжден набедренником, бархатной фиолетовой скуфьёй, камилавкой, наперсным крестом. Священник Лебедев скончался 6 декабря 1907 года. Его младший сын Гавриил стал священником, был арестован 4 марта 1938 года, «тройкой» УНКВД Ленинградской области 14 марта 1938 года приговорен к расстрелу. Реабилитирован священник Гавриил Михайлович Лебедев посмертно, 28 октября 1997 года. 9 марта 1907 года епископом Псковским и Порховским Арсением вторым священником в погост Вяз назначен Василий Алексиевич Безсребренников, уроженец погоста Торопатца Холмского уезда. Он родился в семье дьякона 25 декабря 1854 года, учился в Торопецком духовном училище, но вынужден был покинуть училище. После увольнения из духовного училища Василий Алексиевич поступил послушником в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, переведен в Псково-Печерский монастырь. В 1874 году В.А. Безсребренников посвящен в стихарь и назначен псаломщиком в село Яхново Холмского уезда, впоследствии он служил в Николаевской церкви Александровского посада Псковского уезда, где посвящен в сан дьякона. По собственному прошению переведен в Николаевскую со Усохи церковь в Пскове. После десятилетней службы в Пскове последовало назначение Василия Алексиевича священником в погост Вяз. За усердную службу, труды по народному просвещению о. Василию преподано благословение Святейшего Синода, он награжден набедренником, скуфьёй. Его сын Яков учился в Юрьевском (Тартуском) императорском университете.
Дьякон Александр Алексиевич Рудаков был уроженцем Торопецкого уезда, родился в семье псаломщика в 1862 году. Он окончил Псковскую учительскую семинарию в 1882 году со сви- детельством на право народного учителя, служил учителем в Спасо-Никольской, Лосевской и Вязовской школах Великолукского уезда. Рукоположен в сан дьякона церкви погоста Вяз 2 февраля 1895 года, безвозмездно учительствовал в Вязовской церковно-приходской школе. 21 мая 1904 года Александр Алексеевич Рудаков назначен священником в Минскую епархию. Псаломщик Николай Николаевич Облуцкий родился в 1862 году в семье псаломщика погоста Вяз, в 1876 году окончил Псков- ское духовное училище. 14 ноября 1886 года определен псаломщиком погоста церкви Вяз. 24 декабря 1909 года Николай Николаевич рукоположен в сан дьякона. Вторым псаломщиком служил Николай Петрович Суворов, родившийся в 1845 году в Торопецком уезде, в семье дьячка, исключен из Торопецкого духовного училища. В 1865 году определен на должность дьячка в Троицкую церковь погоста Озерцо Торопецкого уезда, в 1888 году Николай Петрович «за очень хорошее поведение и по многосемейности» переведен в погост Платично Торопецкого уезда на должность псаломщика. С 8 апреля 1891 года он служил псаломщиком в погосте Вяз. С 1910 года псаломщиком служил Иоанн Димитриевич Димитриев (1885 г. р.), родом из деревни Купровщина Псковского уезда, из крестьян. Он окончил Псковскую епархиальную Арсениевскую псаломщическую школу и 17 июля 1910 года определен в погост Вяз исполнять должность псаломщика. Псаломщик Иоанн Ильич Орлов (19 августа 1872 - ?) родился в семье псаломщика погоста Влицы Великолукского уезда, учился в Великолукском духовном училище, но был отчислен «по малоуспешности». В 1905 году определен в погост Ратьково Новоржевского уезда исполнять должность псаломщика, в 1906 году утвержден в должности псаломщика. 15 марта 1913 года перемещен псаломщиком в погост Вяз. Как в дальнейшем сложились судьбы священника Безсребренникова, дьякона Рудакова, псаломщиков Облуцкого, Суворова, Димитриева, Орлова — неизвестно. Церковным старостой был крестьянин деревни Коптево Вязовской волости Михаил Васильевич Цветков (1820 г. р.). Старостой он был более 24 лет, с какого точно года не установлено, поскольку его документы также сгорели в пожаре 1883 года. В 1886 году он пожертвовал в церковь икону Святой Троицы в ризе и позолоченном киоте. Об этом пожертвовании по его просьбе епархиальному начальству не сообщалось. Особые заслуги М.В. Цветкова были в устройстве новой церкви вместо сгоревшей. В бытность его церковным старостой «отличался ревностью о соблюдении церковного имущества и являлся к богослужению до начала его неопустительно». В 1887 году старосту наградили серебряной медалью на станиславской ленте и надписью «За усердие».
Приход составляли населённые пункты: погост Вяз, деревни Антушево, Аревенькино, Афонасково, Баландино, Батурино, Бельшино, Беляново, Богданцево, Бойково, Болоблино, Большое Сеньково, Борок, Брашкино, Бутылки, Васильки, Васьково, Вачево, Веренькино, Вырино, Выринское Волково, Выринские Горки, Выринское Сеньково, Гледково, Горбово, Горки 1-е, Горнево, Городище, Грибаново, Григорьево, Грихново, Гришаново, Дворяниново, Девичье, Деменец, Дровенево, Заклинские Токари, Заклинское Сивцево, Заклинское Харино, Заклинские Шипели, Заозерское Волково, Заозерские Шипели, Заход, Зенково, Золино, Зуево, Иваново, Ильино, Кавезино, Каменка, Камешки, Кашино, Келарево, Козлово, Колкиши, Коптево, Кростельцы, Кошеверово, Кошково, Кошнево, Красково, Крутое, Кстовские Горки, Кстовское Харино, Кречково, Кузнецово, Курово, Кушаново, Ламикишино, Лигаи, Макарихино, Максимиха, Малое Сеньково, Машутино, Мелехово, Мечеханово, Минушино, Ми- шнево, Мокрыши, Монино, Мошково, Мурошкино, Небакино, Нестерово, Новгородцево, Новое Сеньково, Ососково, Паново, Паслово, Пасынково, Пестово, Плющево, Порушкино, Ревякино, Рогачево, Рохново, Рыбница, Савостеиха, Садибы, Светлово, Селиванково, Сеньково, Сенютино, Сивцево, Сиханово, Скоково, Скороходово, Смехово, Соломенницы, Софонтьево, Спицыно, Стехново, Столбово, Струги, Теплухово, Терехово, Токари, Ульяниково, Ухово, Федьково, Фекино, Филанково, Харитоново, Хлыново, Хозяйки, Холм, Чернецово, Чертеж, Шестово, Эхни- щево, Юрковец, Ям. Всего в 1915 году проживало 4398 мужчин и 4501 женщина. С какого времени священником в церкви начал служить священник Николай В. Скоропостижный - неизвестно, предположительно, после октября 1917 года. В 1928 году он числится настоятелем. Священник Скоропостижный родился в 1888 году. В ноябре 1928 года в отношении священника Николая Скоропостижного и еще двух священников Рыковского района возбуждено дело об их якобы пропаганде и агитации против советской власти и попытке создать контрреволюционную организацию «Союз христианского усердия». Обвинения в ходе следствия не подтвердились, священник категорически отрицал какую-либо свою причастность к «Союзу». По приговору особого совещания при коллегии ОГПУ 29 марта 1929 года он сослан на три года в Сибирь. Дальнейшая его судьба неизвестна. Видимо, после его ареста церковь закрыли и разрушили.
Церковь Александра Невского построена в 1794 году священнослужителями и приходом. Находилась в 20 саженях от Покровской церкви на возвышенном берегу озера Вяз. В документах 1809 года церковь упоминается как кладбищенская, службы в ней проводились в престольные дни и праздники, в дни поминовений усопших. 28 июня 1859 года в числе шести храмов Псковской губернии церковь передана Единоверческой церкви. Приход охватывал единоверцев Великолукского, Опочецкого, Новоржевского, Холмского уездов Псковской губернии и Себежского уезда Витебской губернии. В большой пожар, бывший в селе 20 июля 1883 года, церковь сгорела. В 1886 году церковь построена вновь на средства служителей церкви, прихожан, в том числе почетных. Была она деревянной, как и Покровская церковь, построена из соснового леса, однопре- стольная. Колокольни не было. Утвари в церкви также не было. В советское время церковь закрыли. В годы Великой Отечественной войны богослужения были возобновлены. По воспо- минаниям старожилов священнослужитель, имя его осталось неизвестным, был арестован и расстрелян оккупантами за проповеди любви к Родине. После войны здание использовалось как жилое, в последующие годы разобрано.
В настоящее время деревня Вяз Новосокольнического района. В черту деревни вошли село Скоково и деревня Антушково. Действующих церквей нет.